За возрождение образования (nac_myx) wrote,
За возрождение образования
nac_myx

Category:

О воспитании в школе

Назначение школы — учить и воспитывать. Во всяком случае, так было на протяжении многих десятилетий. После победы «демократии» на рубеже 90-х говорить о школьном воспитании стало «неприличным», и все попытки поднять этот вопрос пресекались. Но совсем недавно о важнейшей воспитательной функции школы вспомнили вновь, причем на самом высоком уровне (см., например, последнее послание президента к Федеральному Собранию). Причина этого ясна: вместе с окончанием разговоров на тему воспитания обнулился постепенно и сам школьный воспитательный процесс. Сегодня на выпуске общество зачастую получает не граждан страны, а весьма сомнительный контингент, о котором речь пойдет ниже.

Если мы ставим задачу восстановления воспитания в школе, необходимо понять, почему его не стало. Мы не будем затрагивать очевидные внешние факторы, а остановимся лишь на том, что непосредственно связано с системой образования. В школе почти не изменился набор преподаваемых дисциплин, а в некоторых случаях и педагогический коллектив остался прежним, но воспитания там уже нет. В чем же причина?


Да, теперь нет октябрятской, пионерской и комсомольской организаций. Они вносили свой вклад в формирование у детей чувства принадлежности общему делу, сопричастности к жизни всей страны. Но все-таки главное «слово и дело» здесь было за учителем. Благодаря ему обращенный к детям лозунг: «вы — наше будущее» не был пустым звуком. Каждый ребенок ощущал заинтересованность в его личных успехах. К каждому старались найти подход, мотивировать, временами — заставить. Даже в классической фразе доведенной до отчаяния учительницы: «Вася Петров, знал бы ты, сколько нервов мне вымотал!» – сквозила забота об этом лоботрясе. Так происходил постепенный переход от детских: «я хочу», «нравится — не нравится», «дай» – к понятиям: «надо», «я должен»; формировалась ответственность, коллективизм, зарождалось умение радоваться возможности отдавать самому.

Такое отношение учителя к работе имело мотивацию. На выходе из школы были обязательные государственные выпускные экзамены по всем основным предметам. Её коллектив объединяла общая цель — качество выпуска, которое реально контролировалось. Каждый недоученный ребенок становился проблемой школы на выпуске. Отсюда и описанное выше отношение к делу. Справедливо говорят, что настоящий учитель должен любить детей . Но эта любовь не падает с неба. Любить начинают тех, в кого вложена масса труда, кому помогли преодолеть себя, поверить в свои силы. Обязанность учить всех не была обязанностью в обыденном понимании. Она стала аксиомой профессии, неотъемлемой чертой национальной образовательной традиции.

Но систему выпускного контроля начали последовательно разрушать (с 1989 года, – тогда впервые появились выпускные экзамены «по выбору») , а после введения ЕГЭ её просто не стало. Так в школу пришла самая страшная из «демократических свобод» – свобода не учить и не учиться. И она постепенно ломала ключевую черту учительской профессии. На Васю Петрова уже можно было «не тратить нервы». Достаточно стало ему улыбаться и лицемерно подхваливать, переводя из класса в класс с нулевыми знаниями. Никакой беды от этого не будет: качество знаний на выпуске государство не контролирует (подробно см. https://vk.com/doc-62604527_437327207 ). Пресловутые новые ФГОСы, по сути, лишь закрепили сложившуюся ситуацию. Да, сегодня очень приветствуется провести яркий урок. Если не получается — можно поставить видеозапись чужого занятия. А дальше «вдохновленные ученики» должны сами начать «творческий поиск», благо «интернет к их услугам». Требовать, принуждать — категорически недопустимо, всё должно быть построено только на интересе. Красиво и демократично. Но только для подавляющего большинства детей это не работает.

Так можно учить в вузе. Вся вузовская педагогика (по К.Д.Ушинскому) укладывается в одной фразе: «знай свой предмет и излагай ясно». Студент достаточно мотивирован и умеет учиться самостоятельно (во всяком случае, так было раньше). Лекции прочитаны, практические занятия проведены, есть консультации — остальное делай сам.
Но это — студент. А проблемы детской педагогики занимают многие десятки томов, потому что с детьми всё не так.

В лучшем случае при таком подходе к ним функция обучения передается родителям (если для этого есть время и способности), а школа лишь задает его канву. Но и канва безобразна: родители часто не в состоянии осилить учебники и методики даже для начальной школы. И существуют такие «учебно-методические феномены» (уродующие наших детей) в значительной степени потому, что качество знаний становится безразлично и школе, и учителю, а решает всё «бизнес», который «гонит продукт» и кладет деньги в карман.

Но это в лучшем случае. А в худшем мы получаем массу брошенных детей, которые остаются в рамках понятий: «хочу» и «дай». Ибо, как писал К.Д.Ушинский, «личность формируется личностью», и роль учителя в этом центральная. Нет внимания к детям — не ждите от них внимания к окружающим. Приходит пора, и после многих лет фальшивых поглаживаний и улыбок («всё у вас хорошо») этих ребят выпускают (или выставляют) из школы с нулевыми знаниями и менталитетом «индивида желающего».
Когда их доля в обществе достигнет критической массы, жизнь станет невыносимой. Для всех.

Похоже, что власть это осознала. Но тогда ей надо осознать и то, что воспитание — это не отдельная дисциплина, и разработкой «программ воспитания» и подготовкой «специалистов-воспитателей» проблему не решить. Детей воспитывает прежде всего обычный учитель своим отношением к ним и к делу. Воспитывает через предмет, обучая чтению, письму, математике, литературе, физике.

Надо вернуть школе цель, сформулировав разумно высокие аттестационные требования на выходе, и контролировать их выполнение через систему обязательных выпускных экзаменов. Так было на протяжении столетий и доказано: это работает. Лишь тогда можно надеяться на восстановление тяжелой, но очень важной обязанности учителя, лежащей в основе воспитания: учить и научить каждого. Это необходимая предпосылка для того, чтобы наша система образования вернулась на рельсы, с которых её стаскивали последние три десятилетия.

Движение "За возрождение образования"

Tags: ЕГЭ, воспитание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment